Рокабилли считается одной из самых ранних форм рок-музыки. Жанр приобрел популярность в середине 1950-х годов и был представлен белыми исполнителями на американском Юге, его самыми первыми практиками. Стиль рокабилли часто описывают как дерзкую и живую смесь блюза и кантри.
Термин «рокабилли» представляет собой сочетание слов «рок» (от рок-н’ролл) и ‘деревенщина», относящихся к типу музыки кантри, которая сильно повлияла на развитие жанра. Рецензенты звукозаписи придумали термин ‘рокабилли’ – буквально рок–н-ролл от the hillbillies — для описания этого интенсивного и ритмичного музыкального стиля.
Песни в этом жанре имеют умеренно быстрый темп и характеризуются напористым и уверенным одиночным вокальным исполнением. Обычно в нем участвуют три-четыре музыканта, играющих на акустической ритм-гитаре, “слэп”-басу и электрической соло-гитаре. Заметные студийные эхо-эффекты иногда смешиваются с записью для ее дальнейшего улучшения.
Рождение Рокабилли
В конце 1940-х годов в эфире доминировали блюз, ритм-энд-блюз и госпел. Оптимистичные песни Билла Монро, Heavy Traffic Ahead и Rocky Road Blues, а также хиты The Delmore Brothers 1945 года Hillbilly Boogie и Pan American Boogie — вот некоторые примеры номеров, которые предшествовали рокабилли.
Слушатели по всей Северной Америке стали поклонниками этих жанров, и это побудило белых музыкантов из рабочего класса, особенно из районов с афроамериканским населением, смешивать стили черной музыки со стилями кантри. К ним относятся западный свинг, блюграсс, деревенский буги и хонки-тонк. Первоначально продукт был назван ритм-энд-блюзом в стиле кантри-энд-вестерн, который позже стал известен как рокабилли.
Лучшие годы
Считается, что самой первой записью настоящего рокабилли является Rock the Joint, выпущенная Биллом Хейли в 1952 году. Песня была полна характерных шлепающих басов и кантри/блюзового звучания. Однако расцвет рокабилли наступил только в июле 1954 года, когда Элвис Пресли провел свою первую сессию для Sun Records, которая в то время принадлежала Сэму Филлипсу. В Мемфисе, штат Теннесси, Пресли записал две песни: “Все в порядке”, написанные блюзменом из Миссисипи Артуром «Большим мальчиком» Крудапом, и «Blue Moon of Kentucky», вальс среднего темпа Билла Монро. Обе эти записи заложили фундамент рокабилли.
В отличие от большинства кантри-певцов своего времени, Пресли пел с афроамериканскими интонациями и с большей эмоциональной интенсивностью. Его обычным аккомпанементом была акустическая гитара. Скотти Мур добавил нотки своей электрогитаре, а Билл Блэк сыграл на вертикальном басу. Этим музыкальное трио заложило основы инструментовки рокабилли.
Следуя этому стандарту, в песнях рокабилли обычно фигурировал восторженный вокалист, исполняющий блюзовую песню, бренча на акустической гитаре. Бас, сыгранный в стиле slapping, обеспечивал поддержку. Барабанщик находится там, чтобы поддержать, в то время как электрический гитарист заполнил пробелы живым соло. Финальный звук был усилен студийным эффектом под названиемslap-back, также известным как “Солнечное эхо”, сторонником которого был Филлипс.
Волшебное трио вместе со своим барабанщиком Ди Джеем Фонтана гастролировало по Югу в 1954 и 1955 годах. Это вдохновило других музыкантов на переход от кантри к рокабилли, который в то время становился все более популярным. Бадди Холли, который в то время был молодым певцом и автором песен, и Марти Роббинс были среди многих артистов, которые вскочили на подножку. В эти ранние годы почти все записанные песни рокабилли исполнялись музыкантами, которые видели Пресли на его концертах.
В 1956 году Пресли покорил миллионы поклонников своими зажигательными выступлениями на телевидении в прайм-тайм. The icon продолжал продавать миллионы записей.
Sun Records стала домом для исполнителей рокабилли, обслуживая таких певцов, как Джерри Ли Льюис, Рой Орбисон, Уоррен Смит, Билли Ли Райли, Сонни Берджесс и многих других. Одной из самых популярных звезд лейбла был Карл Перкинс, исполнивший самый известный хит жанра «Синие замшевые туфли». Пресли выпустил свою собственную версию песни в 1956 году, но оригинальная версия Перкинса звучала гораздо более рокабилли.
Артисты из Нэшвилла, штат Теннесси, переключились на рокабилли, а также молодые исполнительницы, такие как Ванда Джексон, Бренда Ли и Дженис Мартин, которые все исполняли раскрепощающую форму рокабилли. В Техасе и Калифорнии также сложились сильные сообщества рокабилли. Но даже если были записаны тысячи песен в этом жанре, лишь немногие попали в чарты.
Падение Рокабилли
Рокабилли продолжал развиваться, но он не стал процветать намного дольше с появлением новых звуков, таких как саксофон, фортепиано и гармоническое пение. К концу 1950-х статус рокабилли как самого популярного музыкального жанра начал пошатываться.
Возрождение
В 1977 году рокабилли вновь появился на свет благодаря сознательным усилиям других артистов возродить этот жанр и отчасти из-за смерти Пресли. Потеря великого артиста побудила его поклонников по всему миру надеть одежду в стиле 50-х и собрать его старые записи. Ветераны рокабилли выступали на фестивалях в честь артиста.
Роберт Гордон и гитарист Линк Рэй основали движение рокабилли в 1977 году. Гордон сделал кавер на песню Билли Ли Райли Red Hot, и она получила значительную популярность на радио. Затем RCA выпустила его альбом Rock Billy Boogie в 1979 году. В том же году рок-группа Queen выпустила Crazy Little Thing Called Love, альбом в стиле рокабилли, который какое-то время занимал первое место в американских чартах.
Рокабилли сегодня
Если вы настоящий фанат blue rockabilly, то Международный зал славы и музей рок-музыки в Джексоне, штат Теннесси, — это то, что вам нужно. Заведение было открыто в 2001 году Генри Харрисоном, жителем города и большим поклонником музыкального стиля. Здесь есть множество достопримечательностей, в том числе 14 портретов суперзвезд рокабилли маслом в натуральную величину, обширная коллекция исторических видеороликов и памятные вещи нескольких художников.
Некоторые исполнители рокабилли сегодня включают Abby Girl & The Real Deal, Chris Casello & The Sabres и Royal Crown Revue. Эти группы продолжают зажигать сцену рокабилли, проводя туры и выступления по всей стране.
Пик славы Рокабилли, возможно, был недолгим, но его лучшие годы, несомненно, являются одним из самых захватывающих периодов в истории рок-н’ролла.