История классической музыки

Считается, что у классической музыки есть нишевая аудитория и рынок – некоторые говорят, что у нее стареющая аудитория! К счастью, восходящие имена молодых музыкантов классической музыки и мощь YouTube и социальных сетей привели классическую музыку к новой и более широкой аудитории.

Тем не менее, большинство людей считают классическую музыку чопорной, скучной и неинтересной. На самом деле, сам стиль начался как бунт против глубокого влияния религиозной и литургической музыки.

Классическая музыка — это художественная музыка, глубоко укоренившаяся в традициях западной культуры, которая включает в себя как религиозную, так и светскую музыку. Термин “классическая музыка” довольно сложный, потому что он относится к музыкальному периоду, который также называют “Классическим” (1750-1820). Но в этом смысле “классическая музыка” — это более широкий термин, который охватывает музыку от средневекового периода до наших дней.

Что заставляет классическую музыку звучать “классической”? Инструментовка, текстуры, темп, тембр, тональность, а также атональность (последнее особенно заметно в современный период) – на самом деле, много чего. Удивительно отметить, что классическая музыка действительно эволюционировала. Для любого непрофессионала “классическая музыка” — это любая музыка со струнными, духовыми, духовыми, клавишными или другими инструментами, которые обычно используются в оркестре. Также явно не хватает перкуссии, за исключением литавр, ксилофона и треугольника. Но очевидно, что в классической музыке есть гораздо больше, чем то, что люди видят и слышат на первый взгляд.

Если вы познакомились с самыми популярными мелодиями классической музыки, и вам, кажется, они нравятся, тогда молодец! Возможно, вам будет интересно узнать о различных периодах, сформировавших классическую музыку.

Средневековый период (1150 – 1400)

Очень, очень давно музыка уже существовала в форме церковной и придворной музыки. Однако именно церковная музыка, в частности вокальная музыка, проложила путь к утонченной музыке Баха, Моцарта, Бетховена и Брамса, и это лишь некоторые из них. Несмотря на значительный вклад трубадуров, менестрелей и мадригалов, в этой части больше внимания уделяется церковной музыке.

Мы можем предположить, что средневековая музыка, возможно, зародилась еще раньше, чем в 1150 году. Некоторые источники утверждают, что этот музыкальный стиль, возможно, возник еще в 500 году н.э. Как бы то ни было, этот период является первым, когда мы можем быть уверены, как именно звучала музыка в то время. Сохранившиеся нотные рукописи средневекового периода поступили из церквей или других религиозных мест, и поэтому большинство произведений, написанных в то время, имеют сектантские темы и сюжеты.

Самыми популярными инструментами, использовавшимися в эпоху средневековой музыки, были флейта, магнитофон и несколько щипковых инструментов, в первую очередь лютня и арфа.

Однако средневековая эпоха, пожалуй, наиболее известна своими незамысловатыми песнопениями. Простое пение (или обычная песня) состоит из одной несопровождаемой мелодической строки. Этот стиль также называют монофоническим. Григорианское песнопение, обычно исполняемое монахами, вероятно, является самым популярным примером простого песнопения.
Хотя монофонический вокальный стиль был популярен в этот период, полифонический вокальный стиль также развивался.

Хотя значительная часть музыки средневековой эпохи не приписывалась одному конкретному автору, среди известных композиторов этого периода были Адам де ла Галле, Хильдегарда из Бингена, Джон Данстейбл, Филипп де Витри, Гийом де Машо и Франческо Ландини.

В 20-м и 21-м веках наблюдается всплеск интереса к музыке средневековой эпохи. Ряд новых хоровых ансамблей и инструментальных ансамблей специализируются на средневековом музыкальном репертуаре. Они оказали большое влияние на то, чтобы донести музыку ранней и средневековой эры до современной аудитории посредством публичных концертов и записей.

Период Возрождения (1400 – 1600)

Религиозная и сектантская музыка продолжала процветать в эпоху Возрождения. Большинство музыкантов по-прежнему были сосредоточены на хоровой музыке. Однако в этот период значительно увеличилось использование гармонии и полифонии.

Гимны, мессы, мотеты и псалмы стали основной частью религиозной музыки в эпоху Возрождения. Однако к концу этого периода некоторые композиторы также начали перенимать светские стили.

В этот период появились ранние духовые инструменты (такие как труба и корнет), модифицированные струнные инструменты (такие как гитара, виола, лютня и лира) и ранние деревянные духовые инструменты (такие как волынка и духовая труба). Клавесин также стал заметным атрибутом музыки эпохи Возрождения.

Вторая половина эпохи Возрождения приобрела значительное влияние, поскольку композиторы начали отходить от модальной системы гармонии и сосредоточились на организации мажорных и минорных гамм.

Самыми известными музыкантами эпохи Возрождения были Джованни Пьерлуиджи де Палестрина, Уильям Берд, Джон Доуленд, Хоакин де През, Томас Таллис, Гийом Дюфай и Клаудио Монтеверди.

Период барокко (1600-1750)

Период барокко ознаменовался созданием музыки в определенном ключе. Однако эта эпоха также стала свидетелем развития сложных и запутанных гармоний и заложила основу музыки на следующие 300 лет или около того.

В этот период наблюдался упадок хоровой музыки и растущее значение инструментальной музыки, поскольку композиторы сосредоточили свое внимание на написании инструментальных произведений для различных ансамблей.

Одна из самых выдающихся вещей, появившихся в эпоху барокко, — это контрапункт. Контрапункт — это музыкальная техника, состоящая из двух или более независимых и одновременных мелодий (вместо обычной одной гармонии и одной мелодии) — контрапункт, доминирующий в музыке эпохи барокко.

Всякий раз, когда вы думаете о контрапункте, первым человеком, который приходит вам на ум, является Иоганн Себастьян Бах, одна из самых известных и влиятельных фигур в классической музыке. Он широко известен как мастер контрапункта. Бах, вероятно, самая известная фигура этой эпохи, хотя он был далеко не самым известным при жизни. Его слава росла только в течение 19-го века и далее. Бах написал множество произведений практически всех форм и жанров, в том числе кантаты, мессы, прелюдии и фуги, а также партиты.

Концепция современного оркестра родилась в этот период вместе с оперой, концертом, кантатой и сонатой.

Поскольку инструментальная музыка стала более заметной, неудивительно, что в этот период было изобретено или значительно модифицировано множество музыкальных инструментов. Духовые инструменты, такие как гобой и фагот, и струнные инструменты, такие как виолончель и контрабас, были среди новых инструментов, появившихся в этот период. Семейство струнных эпохи Возрождения постепенно заменялось более сильными звуками, такими как скрипка, альт и виолончель. Клавесин продолжал процветать.

Фортепиано 1720 года работы Бартоломео КристофориФортепиано – прародитель современного фортепиано – было изобретено в начале 18 века итальянским производителем клавесинов Бартоломео Кристофори.

Среди композиторов эпохи раннего барокко — Клаудио Монтеверди, Генри Перселл, Жан-Батист Люлли и Алессандро Скарлатти. Более поздние композиторы этой эпохи включают Баха, Джорджа Фредерика Генделя, Доминико Скарлатти, Георга Филиппа Телемана и Антонио Вивальди.

Классический период (1750-1820)

Термин “классическая музыка” имеет два значения:

1) более широкий термин, который применяется к западной музыке от средневекового до современного периода.
2) специфический термин, который относится к музыке с 1750 по 1820 год.

В этом разделе обсуждается конкретный термин классической музыки.

В период классической музыки больше внимания уделялось гармонии. Классическая музыка характеризуется более легкой, четкой текстурой и более простым подходом по сравнению с тяжелым, сложным и витиеватым стилем музыки барокко. В то время как контрапункт все еще использовался некоторыми композиторами в этот период, полифония в остальном отошла на второй план по сравнению с единственной мелодией, сопровождаемой гармонией.

Классический период расширился на период барокко, продолжив развитие сонаты, концерта, трио и квартета.

Хотя в этот период было изобретено или введено не так много новых инструментов, фортепиано (или фортепиано) в конечном итоге заменило клавесин в качестве наиболее любимого клавишного инструмента. Оркестры также увеличились в размерах, мощности и диапазоне.

Некоторые незабываемые произведения, написанные в эту эпоху, не сравнимы ни с чем, что им предшествовало, например, со знаменитой Пятой симфонией немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Бетховен был одним из немногих музыкантов, внесших существенный вклад в переход от классической музыки к романтической.

Его австрийский современник Вольфганг Амадей Моцарт также был одной из самых известных фигур эпохи классической музыки. Он получил известность как вундеркинд и продолжал оставаться плодовитым композитором и музыкантом вплоть до своей смерти в возрасте 35 лет. Произведения Моцарта считаются вершинами многих поджанров классической музыки – концертов, опер, симфоний, хоровой музыки и камерной музыки.

Помимо Моцарта и Бетховена, другими известными композиторами этого периода также были Йозеф Гайдн, Франц Шуберт (который также был переходной фигурой, как и Бетховен) и Карл Филипп Эмануэль Бах. Сын Иоганна Себастьяна Баха, Карл Филипп использовал предыдущие техники, которым научился у своего отца, и использовал их в новых стилях, которые были популярны в то время.

Романтический период (1820-1900)

“Романтизм” — это термин, который относится к художественному, литературному, интеллектуальному и музыкальному движению с начала до конца 19-го века. Это движение сделало сильный акцент на эмоциях и индивидуализме, а также на прославлении прошлого и красоте природы.

“Романтическая музыка” не обязательно означает музыку с любовью или романтическими темами, хотя в этот период было написано много “романтических” произведений. Музыка эпохи романтизма на самом деле подразумевает интенсивность, необузданную экспрессию, потрясающие эмоции и много драмы. Большая часть музыки этого периода также является программной, то есть предназначена для описания чего–либо или рассказа истории, например, красивой сцены на природе или чувств.

Переходные фигуры, такие как Бетховен и Шуберт, преодолели разрыв между классической и романтической музыкой. Романтическая музыка расширила классическую музыку и придала ей большую выразительность и интенсивность. По мере развития романтического музыкального периода композиторы хотели освободиться от правил и ограничений музыкальных стилей и техник прошлого, осмеливаясь быть разными и индивидуалистичными.

Идеалом для композитора-романтика было писать музыку, отражающую его чувства и эмоции, чтобы внушить слушателям определенные предвзятые настроения. Он хотел выразить свои эмоции и зажечь воображение своих слушателей через свою музыку.

Неудивительно, что инструментовка стала более заметной в этот период, а оркестры стали еще более значительными, чем раньше. Композиторы-романтики также были склонны много экспериментировать, пробуя различные комбинации инструментов и достигая новых и беспрецедентных музыкальных границ. Популярными стали стили свободной формы, такие как ноктюрны, прелюдии, этюды и рапсодии. Польский композитор и пианист Фредерик Шопен, хотя и не был изобретателем ноктюрна, сделал жанр более сложным, но в то же время более доступным.

В дополнение к выражению своих чувств и эмоций, композиторы-романтики также использовали свою музыку для демонстрации своего национализма. Яркими примерами этого являются популярные мазурки и полонезы Шопена, в которые он включил элементы польской народной музыки. «Финляндия» Жана Сибелиуса долгое время считалась символом расцвета его родной страны, Финляндии. Симфоническая поэма Бедрича Сметаны «Влатава» напоминает сцены и звуки реки Молдау в современной Чешской Республике. Венгерские рапсодии Ференца Листа включают в себя множество тем, основанных на венгерской народной музыке.

Романтический период породил некоторых из самых обожаемых и любимых композиторов музыки. Шопен и Лист, вероятно, самые известные фигуры этой эпохи. Среди других популярных композиторов-романтиков 19-го века были Роберт Шуман, Гектор Берлиоз, Феликс Мендельсон, Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Жан Сибелиус, Бедрих Сметана, Камиль Сен-Санс и Петр Ильич Чайковский.

Постромантическая музыка возникла в конце 19-го и начале 20-го веков, после расцвета романтизма. Стиль постромантической музыки представляет собой сочетание классических и барочных форм, оставаясь при этом в значительной степени романтическим. Среди самых известных композиторов этого стиля — Джакомо Пуччини и Сергей Рахманинов.

Композиторы-романтики позднего периода, такие как Рихард Штраус и Густав Малер, прославились тем, что преодолели разрыв между романтической и современной музыкой начала 20-го века.

20–й и 21–й века (1900-2000, 2000 — настоящее время)

Ранние изобретения, такие как звукозапись и радио, навсегда изменили облик музыки. Последующие технологии, такие как фильмы, телевидение, музыкальные клипы, Интернет и социальные сети, также оказывают влияние в эту эпоху, приближая музыку как к массам, так и к узкой аудитории.

Наряду с этими революционными достижениями, пронизывающими нашу культуру, музыкальные стили и формы резко эволюционировали и трансформировались. Вероятно, это потому, что каждое десятилетие в 20-м и 21-м веках открывало новый стиль и звучание. Исторические события, политика, а также постоянно меняющиеся вкусы аудитории также вдохновили на разнообразие музыкальных стилей этого периода.

Со временем композиторы стали отмежевываться от правил и ограничений музыкальных стилей и техник ушедших эпох. Современная классическая музыка больше не является просто местом для самовыражения, но, что особенно важно, это место для максимальных экспериментов, инноваций и свободы действий.

Несмотря на термин “классическая музыка 20-го века”, ее истоки на самом деле можно проследить до начала века, таких как импрессионизм и постромантизм. Неоклассицизм и экспрессионизм появились после 1900 года; они были разработаны, чтобы противостоять чрезмерному драматизму романтической музыки. С другой стороны, минимализм, постмодернизм и авангардная музыка возникли в середине 20-го века. Атональность, полистилизм, сериализм, эклектика, алеаторизм и электронная музыка были разработаны именно в этот период.

Музыка 21-го века в основном является продолжением музыки 20-го века, сохраняя такие формы, как постмодернизм и полистилизм. Новые музыкальные жанры, такие как поп, рок и джаз, также так или иначе повлияли на современную классическую музыку. Мультимедиа и Интернет сыграли важную роль в привлечении классической музыки к новой аудитории. YouTube и социальные сети, в частности, предоставили возможность многим начинающим классическим музыкантам успешно начать свою работу без помощи известных промоутеров или крупных звукозаписывающих компаний.

Известные композиторы музыки 20-го века включают Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Александра Скрябина, Белу Бартока, Бенджамина Бриттена, Густава Хольста, Арнольда Шенберга, Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского, Дмитрия Шостаковича и многих других. Стив Райх, Ла Монте Янг, Авро Парт, Терри Райли и Филип Гласс, вероятно, самые известные композиторы-постмодернисты.

Среди самых известных композиторов музыки 21-го века — Эрик Уайтекр, Фазиль Сэй, Майкл Финнисси, Магнус Линдберг и многие другие.