Доктор Сократес: Бразильский Капитан, Свергнувший Бразильскую Диктатуру

Сократес Бразилейро Сампайо де Соуза Виейра де Оливейра родился 19 февраля 1954 года в Белене, Бразилия. Выросший в семье интеллектуальных спортсменов, Сократес, казалось, всегда был предназначен для великих свершений.

Само имя ‘Сократес’ было свидетельством того, что его семья ценила интеллектуальные занятия, вдохновленные одноименным греческим философом. Сократес вырос таким же, как его тезка, интеллектуалом, всегда стремящимся к самосовершенствованию.

Я бы сказал, что у него даже был оригинальный ритм. Каким бы влиятельным ни был греческий философ, у бразильца Сократеса была палочка-выручалочка правой ноги. Грек никогда не забивал 36 голов за сезон из центра поля.

Родители Сократеса ценили образование и поощряли своих детей преуспевать как на поле, так и в классе. Такое воспитание способствовало страсти Сократеса к учебе — черте, которая на протяжении всей его жизни будет отличать его от современников.

Сократес с юных лет подвергал сомнению статус-кво:
“В 1964 году я видел, как мой отец порвал много книг из-за государственного переворота. Я подумал, что это абсурдно, потому что библиотека была тем, что он любил больше всего. Тогда я почувствовал, что что-то не так. Но я понял это гораздо позже, в колледже.”

Бразильский военный переворот 1964 года отнял многие права гражданских лиц и окажет глубокое влияние на дальнейший путь Сократеса.

Футбол был расслабляющим времяпрепровождением, но была одна проблема с его невмешательством в игру. Он был действительно хорош. Ему было легко. Он не был похож на футболиста, его долговязые конечности производили впечатление неуклюжести.

У него был вид человека, который не смог поймать мяч, чтобы спасти свою жизнь. К раннему подростковому возрасту он легко перевалил за 6 футов. Но, вопреки внешнему виду, он был пугающе талантлив, несмотря на то, что мало заботился о тренировках.

Сочетание природных способностей и интеллекта позволило ему учиться намного быстрее, чем его сверстникам-футболистам, что позволило Сократесу тратить время, которое он будет тренировать, на учебу.

В ту секунду, когда ему исполнилось 18, у него на столе лежал контракт. Ботафого отчаянно хотели заполучить его в первую команду.

Медицина, Активизм, Футбол – В таком порядке

Сократес был в замешательстве. Футбол по-прежнему был для него просто развлечением, несмотря на его способности.
«Ботафого» были настолько убеждены, что этому мальчику суждено стать великим, что заключили соглашение, в котором оговаривалось, что Сократесу не нужно тренироваться, при условии, что он будет играть в дни матчей.

Это позволило ему остаться студентом университета.

Переход к игре в бразильском первом дивизионе вряд ли повлиял на него. В конце концов, это было проще простого по сравнению с удалением аппендицита.

К 1976 году он зарекомендовал себя как ключевой игрок «Ботафого», забив 11 голов в 42 матчах в свои первые прорывные сезоны (хотя больше всего он был известен своими голевыми передачами).

Сократес, получивший сейчас 3 года ученой степени и делающий профессиональную футбольную карьеру, окажется склонным к порокам, которым регулярно подвержены как футболисты, так и интеллектуалы. Выпивка, курение и вечеринки стали заполнять его дни и ночи, когда он не занимался.

Ботафого пытался установить над ним власть, но нашел в этом легкий отпор. Сократес был не из тех, кто поддается давлению со стороны ответственных лиц.

У него были уникальные рычаги воздействия на своих работодателей благодаря его настойчивости в том, что эта футбольная работа была лишь временной. Он просто играл, пока не получил медицинскую степень. Конечно же, год спустя он получил степень бакалавра и был готов принять меры, чтобы покинуть клуб и найти работу врача.

Сократес был принципиальным человеком, способным к сопереживанию и непоколебимым в приверженности своим убеждениям. Но, как гласит старая поговорка: ‘У каждого человека есть своя цена”.

Ботафого, убежденный в его таланте, предложил ему грандиозный контракт, затмивший все, что он мог надеяться заработать в медицинской сфере.

Понимая, что было бы глупо отклонять такое предложение, он подписал контракт. С его медицинской карьерой придется подождать.

Это не остановило бы его любовную связь с выпивкой и сигаретами, однако ничто не могло заставить его отказаться от них.

Следующий сезон стал для него лучшим, он забил 10 мячей из 22, что принесло ему переход в «Коринтианс».

Культ личности

Время, проведенное Сократесом в «Коринтиансе», оказалось плодотворным для его амбиций во многих отношениях. Он выиграл чемпионат штата и получил свой первый вызов в национальную команду. До сих пор национальная команда не решалась играть с ним из-за его гедонистического образа жизни и неряшливого внешнего вида.

Но достижение, которым Сократес, без сомнения, гордился бы больше всего, вдохновило движение “Демократическая Коринтия”. Вместе со своими товарищами по команде он выступал за права игроков и демократизацию клуба, позволяя игрокам участвовать в процессах принятия решений.

Все в клубе, от президента до уборщиков и комплектовщика, имели равный голос. Все игроки получали одинаковый бонус за победу, а персонал получал определенный процент, который распределялся между ними.

Движение вскоре вышло за рамки футбола. Когда команда наполнилась десятками миллионов болельщиков, широкая общественность стала лучше осознавать узаконенную коррупцию, которая была распространена в футболе и правительстве. Привет

Но до того, как события развернулись за пределами поля, Сократес продемонстрировал один из своих величайших моментов на поле. Это был чемпионат мира 1982 года в Испании, и Бразилия встречалась с СССР, что во многом является политической противоположностью брежневскому Советскому Союзу.

По истечении 75 минут Сократес подобрал мяч в середине советской половины поля. Шагнув вперед, он преодолевает одну проблему, прежде чем подставить плечо, чтобы обыграть вторую. Когда он был у цели, он нанес мощный удар в верхний угол.

Это был гол, который Сократес позже назовет “бесконечным оргазмом”.

Бразилия проиграет Италии на втором групповом этапе.

Но Сократесу не пришлось долго зацикливаться на неудачах национальной команды. Его активность вскоре подготовила почву для битвы идеологий.

Политически заряженное соперничество

Возвращаясь к клубному футболу, внимание всей Бразилии переключилось на чемпионат штата. «Коринтианс» был готов встретиться с «Сан-Паулу» в битве, которая в то время была символом политической напряженности.

Демократическое движение в «Коринтиансе» теперь полностью завладело сердцами болельщиков, люди больше не верили лжи правительства о том, что жизнь настолько “хороша, насколько это возможно”.

Матч между двумя командами был окутан политической символикой. «Сан-Паулу», традиционно команду, поддерживаемую богатыми консерваторами, и «Коринтианс», представляющий большинство рабочего класса.

Атмосфера была наполнена ненавистью. «Коринтианс» выиграл по сумме двух матчей со счетом 4: 1, но самым запоминающимся моментом матча стал не гол, пас или решение с пенальти, а празднование.

После забитого гола Сократес повернулся лицом к толпе и замер, подняв руку к небу со сжатым кулаком, имитируя салют повстанцев. Движение было настоящим.

На следующий год это повторилось. То же соревнование, те же две команды, тот же финал. Сократес забил снова и, как и раньше, воздел сжатый кулак к небу в знак протеста против бразильского режима.

Теперь движение распространилось далеко за пределы только фанатов «Коринтианса».

Слишком долго богатые становились еще богаче, а поскольку Бразилия страдает от рекордной инфляции, какие-либо изменения в жесткой экономии казались трагически маловероятными при существующем режиме.

Европейские клубы пришли на помощь революционеру, но Сократес чувствовал, что у него есть работа в Бразилии. Его долг перед народом — остаться и быть символом перемен.

Сократес был больше, чем просто игроком «Коринтианса», он был освященным лидером, культом личности, стремящимся принудить правительство к переменам, завоевав сердца масс.

Митинги, протесты, забастовки и шествия начали проходить в стремлении к демократии, и миллионы людей вышли на защиту этого дела. Люди хотели демократического процесса. Люди хотели голосования.

Сократес и его «Коринтианс» носили желтые аксессуары на играх в знак солидарности с движением.

Ультиматум
В апреле 1984 года конгрессмен внес законопроект, который предоставил бы народу право голоса на предстоящих выборах. Вскоре Сократес был в центре внимания на митингах, выступая перед массами, и его приветствовали, как политических революционеров до него. Он использовал футбол для организации серьезного восстания.

Но революции редко достигают своих целей в течение нескольких лет, и для революции Сократеса в поддержку Троцкого давление со стороны военного правительства оказалось бы слишком сильным.

Сократес получил предложение о контракте от «Фиорентины» в 1984 году и объявил на митинге перед миллионами болельщиков, что останется в «Коринтиансе», если Конгресс одобрит поправку к Конституции, законопроект, который восстановит прямые выборы президента Бразилии.

Если закон будет принят, Сократес воспримет это как признак прогресса страны и останется в Бразилии, чтобы продолжить свою деятельность. Но если закон не будет принят, он переедет в Италию в знак протеста.

К сожалению для революции, она не прошла, и Сократес отправился в Италию.

Военный режим оказал давление на политиков, заставив их воздержаться от голосования, поскольку законопроект не был принят 22 голосами из-за того, что не было подано 113 бюллетеней.

Сократес ушел в результате акта восстания, но быстро начал бороться в Италии. Играя в более богатой стране с правым уклоном, борясь с травмами и продолжая курить, пить и устраивать вечеринки, итальянцы быстро невзлюбили бразильца. Всего год спустя он вернулся в Бразилию.

Однако Бразилия, в которую он вернулся, была совсем другим политическим ландшафтом.

Пустота в реализации?

Несмотря на то, что его силовая игра не смогла протолкнуть законопроект о прямых выборах через Конгресс, он заручился широкой поддержкой этого дела. К его возвращению в 1986 году переход Бразилии от военного правления уже шел полным ходом.

В конституцию были внесены поправки в связи с назначением выборов в Национальное учредительное собрание с целью разработки и принятия новой демократической конституции.

В 1988 году эта ассамблея закрылась, восстановив гражданские и общественные права, такие как свобода слова, независимые прокуроры (Ministério Público), экономическая свобода, прямые и свободные выборы и всеобщее здравоохранение. Это также децентрализовало правительство, расширив полномочия местных органов власти и органов власти штатов.

Сократес сделал это. То, что началось как движение за справедливое отношение к контрактным игрокам и персоналу «Коринтианса», переросло в полномасштабное восстание, которое вышло победителем в борьбе с диктатурой.

Он сделал то, чего не смогли сделать многие революционеры до него. Он победил угнетение идеализмом.

Сократес навсегда займет место на футбольном поле как один из величайших игроков Бразилии. Но он единственный футболист, который кардинально изменил сотни миллионов жизней к лучшему.

К 1989 году он вернулся в «Ботафого», теперь в Серию B. После сезона эпизодических выступлений за клуб своего детства он ушел на пенсию, чтобы осуществить свою мечту о медицинской практике, но быстро заскучал.

Остаток своей жизни он провел, переходя от предприятия к предприятию. Ему понравились политические проекты, работа хирургом, телевидение и писательство, и он даже тренировал полупрофессиональный футбол.

Как и всем гениям, ему очень легко становилось скучно.

Сократес был катализатором, маяком надежды, в котором нуждались люди, чтобы вызвать перемены. Он всегда будет величайшим революционером футбола.