Боты и искусственный интеллект разрушают практически все отраслевые вертикали. Одной из наиболее пострадавших станет электронная коммерция. Поскольку боты совершают покупки за людей, многие старые предположения рухнут, оставив за собой массовые сбои.
Нынешняя индустрия электронной коммерции построена на предположении о неэффективном покупателе-человеке. У людей ограниченная память и вычислительные возможности. Люди — существа привычки, предпочитают знакомое и ценят удобство. Таким образом, компании электронной коммерции с хорошо известными брендами, которые используют кредитные карты, совершают меньше кликов для совершения транзакций, предлагают автоматическую регулярную абонентскую плату, как правило, выигрывают, даже если они могут предлагать не лучшую цену или полезность. Или, скорее, восприятие ценности для людей иное.
Однако наши торговые боты, наши интеллектуальные агенты, будут совершенно другими. Они обладают практически неограниченной памятью и вычислительными возможностями, не подвержены влиянию бренда и могут выполнять повторяющиеся, на первый взгляд, неудобные задачи. Эти интеллектуальные боты будут сверхрациональными покупателями, оптимизирующими ценность для своего владельца-человека. Они выровняют условия игры между продавцами и покупателями, вооружив потребителей аналогичной технологической огневой мощью для экономии денег и повышения ценности.
Боты сделают бренд и рекламу неактуальными. Бренды и реклама — это артефакты ограничений человеческого разума. Человеческий разум едва ли может запомнить горстку брендов во время покупки. Поэтому бренды тратят значительные средства на покупку mindshare. Как только решения о покупке принимаются ботами или делегируются им, это уравнение меняется. Торговые боты могут посещать сотни торговых ботов, чтобы найти лучший товар или цену. Вместо того, чтобы тратить деньги на обмен мнениями между людьми, брендам будет выгоднее инвестировать в улучшение продукта или цены. Боты обнаружат даже самого маленького или новейшего продавца электронной коммерции, если он предложит более выгодную цену. Боты, такие как PennyCat, находят выгодные предложения, просматривая большое количество продавцов.
Боты сделают алгоритмы динамического ценообразования неактуальными. Многие продавцы динамически повышают и понижают цены в зависимости от ожидаемого поведения человека. Однако боты могут непрерывно отслеживать цены и, фактически, использовать преимущества динамического ценообразования для получения более выгодной сделки. Например, Waylo и Sentinel — это торговые боты, которые постоянно отслеживают цены, чтобы вы могли совершать покупки, когда цена упадет.
Боты делают подписки неактуальными. Многие бизнес-модели построены на предоставлении услуг подписки на товары постоянного использования (например, подгузники, бритвы или бакалейные товары). Они предлагают потребителям удобство, заключающееся в том, что им не нужно периодически вспоминать. Однако наши боты будут сами управлять подписками. Боты не забывают. Боты могут “пополнять холодильник”, покупая товары у разных продавцов. Это означает, что продавцам придется продолжать повышать ценность каждой транзакции, чтобы торговый бот продолжал возвращаться.
Боты лишают продавца возможности создавать большую базу данных кредитных карт клиентов. Сегодня ожидается, что потребители будут делиться кредитной картой с каждым продавцом, с которым они хотят совершить транзакцию. Это вызывает опасения по поводу безопасности, вот почему потребители, как правило, делятся своими картами лишь с несколькими продавцами, которым они доверяют. Таким образом, продавцы с большим количеством кредитных карт имеют преимущество в увеличении доли кошельков. Однако торговые боты смогут совершать транзакции с ботами-мерчантами, не обмениваясь кредитными картами. Боты могут помогать пользователю совершать транзакции анонимно, создавая временного бота для каждой транзакции. Более безопасные транзакции повышают способность клиентов покупать у большего числа продавцов, чем раньше. Это уменьшит ценность блокировки, создаваемой накоплением кредитных карт.
Боты устраняют необходимость в агрегаторах и посредниках. Многие модели электронной коммерции построены на агрегировании и посредничестве (например, агрегаторы авиабилетов или отелей). Торговые боты могут выполнять агрегацию самостоятельно, не полагаясь на сторонний агрегатор. Торговые боты, несомненно, получат большую отдачу, если исключат посредника. Точно так же, как туристические агентства исчезли с появлением онлайн-бронирования, нынешние агрегаторы исчезнут, когда боты будут совершать покупки. Боты, подобные Boltfare, могут находить смехотворно дешевые предложения, агрегируя и отслеживая сотни сайтов.
Боты снижают ценность лояльности клиентов. Как только у постоянных клиентов формируется привычка, это приводит к повторным покупкам и повышению маржи для продавца. Как только боты начнут помогать покупателям, они будут настаивать на повышении ценности товара от продавца в обмен на лояльность, что полностью изменит экономическую ценность лояльности. Продавцы больше не смогут автоматически принимать постоянных клиентов, совершающих повторные покупки по привычке – им придется постоянно повышать ценность каждой транзакции.
Боты перевернут популярные традиции покупок. Рекламные акции, такие как «Черная пятница» или весенние распродажи, привлекают покупателей в магазин; оказавшись в магазине, они, как правило, остаются дольше и покупают больше товаров. Что, если каждое решение о покупке принимается независимо, исходя из стоимости. Что, если продвижение одного товара не приведет к дополнительным покупкам? Боты работают 24 часа в сутки, и им не нужно будет ждать долгих выходных, чтобы совершить покупки. Мы уже видели, как ”Черная пятница“ превращается в «Киберпонедельник“ с ростом электронной коммерции, управляемой человеком; в дальнейшем это превратится в ”Повседневную жизнь ботов» с ростом электронной коммерции, управляемой ботами.
Боты устраняют многие предполагаемые “барьеры для входа”. Компании электронной коммерции создали множество барьеров для входа, разработав свой сервис таким образом, чтобы использовать психологию человека в качестве арбитража. Мантра заключалась в том, чтобы предлагать удобство, выбор и цену. Теперь сама природа покупателя вот-вот изменится: новый клиент — это суперпокупатель, экономически рациональный субъект с практически безграничными информационными, оперативными и вычислительными возможностями. Их не волнует удобство или выбор – они могут позаботиться об этом сами. Единственный способ успокоить их — предложить лучшее качество или цену.
Конечно, экономия за счет масштаба производства и реализации услуг по-прежнему будет приводить к взиманию дополнительной платы. Однако многие из нынешних моделей, построенных на человеческих покупательских привычках, будут нарушены, что создаст возможности и угрозы для всех действующих игроков. В то время как первая волна сбоев в торговле была вызвана высокотехнологичными продавцами, следующая волна сбоев будет вызвана технологичными покупателями, что, возможно, приведет к еще более значительным последствиям.