Используя манипуляции с большими массивами данных и информатику, искусственный интеллект решает все больше бизнес-задач. Домашние компьютерные устройства, такие как Alexa от Amazon, фактически стали персональными помощниками. Интеллектуальная автоматизация становится необходимостью для предприятий любого размера. В то же время производством и транспортировкой все чаще занимаются обучающие машины. В Интернете искусственный интеллект может помочь покупателям следовать указаниям на веб-сайте или занятой работающей матери решить, что надеть на день.
Если можно доверять ИИ в том, что он следует эстетическим решениям, которые способствуют формированию личной моды, возникает вопрос: может ли он также использоваться для создания произведений искусства?
Художники, возможно, считали себя вне сферы влияния искусственного интеллекта в профессиональной сфере. В конце концов, машины не могут научиться вызывать эмоциональный резонанс, необходимый для создания настоящего искусства. Однако может возникнуть вопрос: смогут ли они подделать это достаточно хорошо, чтобы обмануть аудиторию? Может ли искусственно созданное искусство стать своим собственным поджанром? Или еще более интригующий вопрос: станет ли искусственный интеллект незаменимым инструментом для художников в будущем?
Искусственный интеллект в музыке
Уходящая корнями в математически управляемые гармонии и паттерны музыка может показаться естественной отправной точкой для машин, имитирующих ту или иную форму искусства. Действительно, платформа для создания музыки с открытым исходным кодом под названием Amper позволяет пользователям вводить такую информацию, как BPM, жанр и инструментовку, для создания оригинального произведения, разработанного искусственным интеллектом. Автор песен в жанре поп-музыки Тарин Саузерн недавно использовала Amper для разработки своего дебютного альбома I AM AI. Southern визуализирует сотрудничество с Amper как подобное тому, которое могло бы быть у автора песен с группой музыкантов. Однако искусственный интеллект позволяет ей осуществлять полный художественный контроль (чего сложнее достичь в комнате, полной музыкальных сотрудников). С лишенным эго соавтором с искусственным интеллектом она может начать с музыкального фундамента, на основе которого она создает итерации, и своего единственного фирменного стиля.
Искусственный интеллект в живописи
В Нью-Джерси Лаборатория искусства и искусственного интеллекта (AAIL) в Рутгерсе делает шаги к преодолению сверхъестественной пропасти между картинами, созданными человеком и машиной. Профессор Ахмед Эльгаммал возглавляет эту работу и уже провел двойные слепые исследования с критиками, чтобы выяснить, сможет ли тренированный глаз отличить “искусственное” произведение искусства от того, что написано руками человека. Исследование неопровержимо показало, что провести различие между ними невозможно. Фактически, многие сочли созданные ИИ картины более резонансными и эстетичными.
Это не означает, что коллекционеры внезапно смогут приобретать произведения искусства с искусственным интеллектом по низким ценам. Первое произведение искусства, созданное искусственным интеллектом, было выставлено на аукцион в октябре 2018 года в Christies и поразило критиков, продавшись более чем за 430 000 долларов. “Робот-художник” Джереми Крабил ставит себе в заслугу (и получает наличные) программирование платформы“ создавшей ”Портрет Эдмона де Белами», который был продан за такую удивительную сумму. Картина, напоминающая мужчину в темном сюртуке, была создана искусственным интеллектом с использованием так называемых генеративных состязательных сетей (GAN). Что касается вопроса “Является ли это искусством?”, — говорит Крабилл, — “Я думаю, что термин ‘искусство’ слишком перегружен, чтобы использовать его в подобном вопросе”. Читателю решать, является ли это философским моментом или уклонением от ответа?
Как искусственный интеллект создает искусство?
Чаще всего программисты добивались успеха, используя GAN при создании произведений искусства, созданных искусственным интеллектом. Эти сети состоят из двух конкурирующих интеллектов, которые работают в тандеме (или, что более очевидно, в оппозиции) для принятия художественных решений. Два машинных интеллекта известны как генератор и распознаватель.
Проще говоря, GAN получает набор данных, а затем генератор начинает создавать случайные изображения, в то время как дискриминатор пытается сопоставить эти изображения с примерами в наборе данных. Они переключаются между генератором и распознавателем, пока ИИ не решит, что кажется наиболее приемлемым, учитывая его параметры. Хотя это чрезмерное упрощение человеческого познания, трудно отделить процесс GANs от естественного способа совместной работы аналитической и творческой частей человеческого мозга.
Авторство искусственного интеллекта
Пройдя тест Тьюринга в живописи и музыке, искусственный Интеллект до сих пор был менее успешным в повествовательных искусствах, таких как художественная литература и драматургия. Но этот успех или неудача возможны только в том случае, если идея состоит в том, чтобы создать что-то, имитирующее творения человека.
Исследователь искусственного интеллекта Росс Гудвин приступил к нескольким проектам с интригующими результатами относительно того, как машины потенциально могут создавать истории. В одном из своих начинаний Гудвин отправил машину в дорогу, пытаясь заставить искусственный интеллект создать классическую американскую художественную литературу: «Дорожную сказку». Он дал машинному интеллекту указания использовать окружающие звуки, изображения и информацию о местоположении для создания рассказа о путешествии, который был бы написан машиной. Результат 1 В «Дороге» нет заметного сюжета, персонажа или истории, но Гудвин считает, что директивы направляют машину на правильный путь к более успешному авторству. В тексте чувствуется родство с романами Уильяма С. Берроуза и Брайона Гайсина «Метод разрезания». Эти авторы-сюрреалисты верили, что этот метод стилизации повествования является частью истинной природы искусства повествования.
Гудвин также прославился попытками написания сценариев, работая с режиссером Оскаром Шарпом и Ars Technica над созданием сценария, написанного с помощью искусственного интеллекта. Используя набор данных, состоящий из научно-фантастических фильмов прошлых десятилетий, машинный интеллект, назвавший себя Бенджамином, написал “Источник солнца”, который впоследствии был снят в рамках 48-часового конкурса фильмов scifi. Фильм, в котором главную роль сыграл звезда HBO из Силиконовой долины Томас Миддлдич, был одновременно высмеян и восхвален как прорыв.
Хотя сценарий не соответствует ни одному человеческому представлению о сюжете или повести, в нем есть несколько замечательных пафосных моментов, исполненных актерами. В последующем проекте Бенджамину было поручено больше ответственности как автору, режиссеру и звезде. Шарп и Гудвин добиваются этого, предоставляя ИИ стоковые кадры, а также эмоциональные выражения лица на выбор. Результат, озаглавленный “Zone Out”, явно сбивает с толку человеческую аудиторию, но ощущается как шаг в другую вселенную.
Гудвин уверен, что эти маленькие шаги ведут к появлению возможностей нарративного искусственного интеллекта, которые изменят будущее нарративного искусства.