Если вы дошли до того, что хотите продать свой бизнес, передача контроля кому-то другому может быть довольно пугающей. Если вы потратили годы и бесчисленное количество часов на создание своего бизнеса, может показаться, что вы отпускаете частичку себя. Вы не хотите продавать кому попало; вам нужно убедиться, что организация, с которой вы работаете, руководствуется наилучшими намерениями и что вы получаете лучшее предложение за всю тяжелую работу, которую вы вложили в бизнес. Вот пять советов для владельцев, продающих свой бизнес.
1. Знайте, когда пришло время продавать
Знать, когда продавать, так же важно, как и знать, кому продавать. Существует множество причин, по которым кто-то может захотеть продать свой бизнес, от личных до разумных деловых соображений или для того, чтобы выйти из-под контроля компании. Какой бы ни была ваша мотивация, это, несомненно, повлияет на процесс переговоров и продажи. Спросите себя: “Действительно ли продажа моего бизнеса — это то, чего я хочу прямо сейчас?”
Тот, кто просто хочет выйти из-под контроля бизнеса, может быть более склонен принять более низкое предложение, просто чтобы освободиться от него; в то время как тот, кто вложил в свой бизнес годы , может быть упрямым и не желать соглашаться только на любое предложение. Выясните, почему вы хотите продавать, прежде чем что-либо предпринимать. Вы устали от ведения бизнеса? Не созданы для этого? Случались ли внезапные перемены в жизни, которые не позволяли эффективно управлять вашим бизнесом?
2. Не соглашайтесь на меньшее, чем стоит ваш бизнес
Если вы хотите продать свой бизнес, вы, вероятно, столкнетесь с большим количеством недорогих предложений. Вы лучше, чем кто-либо другой, понимаете ценность своего бизнеса, но также важно понимать истинную ценность организации и то, чего она стоит с точки зрения вашей отрасли. Самый простой способ рассчитать стоимость вашего бизнеса — это вычесть ваши обязательства и расходы из ваших активов. Какая бы разница ни была, она может быть приблизительной оценкой стоимости вашего бизнеса.
После того, как вы подсчитаете стоимость своего бизнеса, у вас будет общее представление о том, куда должны поступать предложения. Не позволяйте вашему бизнесу, над которым вы так усердно работали, попасть не в те руки. Тот, кто готов платить примерно столько, сколько стоит ваш бизнес, скорее всего, больше инвестирует в будущее бизнеса, чем тот, кто предлагает низкую цену.
3. Держите сотрудников в курсе событий
Ваши изменения окажут наибольшее влияние на ваших сотрудников, поэтому важно информировать их на каждом этапе просто из уважения к ним как к людям и участникам бизнеса. Большие перемены часто могут быть стрессовыми, и сотрудники могут не чувствовать уверенности в том, какое место они займут в новой иерархии. Если успокоить их, то процесс продажи станет проще для всех, и пусть ваши сотрудники знают, что вам небезразличны их мысли и чувства по этому поводу.
Не позволяйте новостям распространяться в виде сплетен; проведите собрание компании для обсуждения предстоящих изменений, чтобы все были одинаково информированы. Вы можете обнаружить, что некоторые сотрудники не одобряют новое направление и могут фактически покинуть корабль до завершения продажи, и это нормально. Помните, что вы не можете сделать всех счастливыми!
4. Ведите переговоры
Как только вы сядете за стол переговоров с потенциальными покупателями, важно использовать переговоры для выработки наилучшего предложения для всех участников. Хотя вам определенно следует учитывать свои собственные интересы, поставить себя на место покупателя может иметь большое значение в процессе переговоров. Не соглашайтесь на меньшую цену, чем стоит бизнес, но также учитывайте потребности покупателя.
Хороший переговорщик понимает обе стороны переговоров и знает, когда нужно немного прогнуться, а когда проявить твердость. Ваш бизнес — это кульминация ваших усилий за последние несколько лет, и от него не следует так легко отказываться, но в то же время вы не хотите, чтобы все было слишком сложно. Это может отпугнуть потенциальных покупателей и сделать процесс еще более сложным, чем он должен быть.
5. Поймите свое новое место в Бизнесе
После того, как вы приняли решение продать свой бизнес, вам нужно определиться и понять свое новое место в организации, если вы решите остаться. С новым владельцем вы можете практически не иметь права голоса в развитии бизнеса, и вам нужно быть уверенным, что вы готовы принять новые изменения, которые произойдут в ближайшие месяцы. Можете ли вы смириться с тем, что вы больше не контролируете ситуацию, или вы собираетесь оставаться движущей силой политики и ценностей бизнеса?
Отказ от права собственности может быть довольно пугающим, но как только вы разберетесь в своем новом месте, оно станет для вас намного комфортнее. Если вы решите уйти из бизнеса, вам больше не нужно будет беспокоиться о повседневных операциях.