Жуниньо Пернамбукано: Спасательный Круг «Лиона» При Исполнении Штрафного Удара

Антониу Аугусто Рибейру Рейс Жуниор, более известный как Жуниньо Пернамбукано, был неотъемлемой частью команды «Олимпик Лион», которая до его прихода ни разу не выигрывала титул чемпиона Лиги 1, а после его ухода в 2009 году выиграла семь подряд. Это единственное место в его резюме в Лиге Европы, но если вы упомянете имя Жуниньо Пернамбукано большинству футбольных фанатов, они могут сказать вам, кто он такой, так почему же он так хорошо известен?

Жуниньо Пернамбукано, которого многие считали величайшим исполнителем штрафных ударов всех времен, был специалистом по точным ударам. Из его столетия голов, забитых за «Лион», сорок четыре из них были забиты со штрафного удара – сумасшедший процент.

Становится еще безумнее, если учесть, что он мог (и будет) бить практически с любого места в любой ситуации: дальность, узкие углы, блокирующие игроки — все эти факторы и многое другое были почти не важны, когда на поле вышел Жуниньо Пернамбукано. Нельзя сбрасывать со счетов и другие его качества: он может похвастаться семьюдесятью семью результативными передачами благодаря точным пасам и умному пониманию игры.

Как же тогда относительно неизвестный бразильский полузащитник из «Васко да Гама» вывел «Олимпик Лион» на лидирующие позиции в чемпионате, став лицом клуба и попутно добившись мирового признания своих талантов?

Содержание шоу
Собственный удар Васко
Путешествие Жуниньо Пернамбукано начинается в Ресифи, Бразилия. Жуниньо родился 30 января 1975 года, с раннего возраста проявлял интерес к футболу и играл в мини-футбол до 13 лет. Именно тогда он начал практиковать свои штрафные удары и развил свою технику во взрослой жизни.

В интервью FourFourTwo в 2018 году о своей технике он прокомментировал, что “(он) начал с копирования штрафных ударов Марселиньо, который играл за ”Коринтианс»», а к 1993 году он начал играть за «Спорт Ресифи» и зарекомендовал себя как многообещающий талант благодаря своей специальности «мертвый мяч» и игре в целом.

В 1996 году он присоединился к «Васко да Гама», стремясь подняться выше по футбольной лестнице. Это будет первое из трех выступлений за команду, и за это время он выиграл несколько трофеев: «Бразилейран» 1997 и 2000 годов, Кубок Либертадорес 1998 года и Кубок Меркосур 2000 года.

Пернамбукано лично выиграл бразильскую премию «Серебряный мяч» в 2000 году за достижения в качестве одного из лучших бразильских полузащитников сезона вместе с товарищем по команде Жуниньо Паулистой, «Минейро» Понте Прета и «Крузейро» Рикардиньо.

Его достижения за время работы в «Васко да Гама» привлекли к нему международное внимание, и Жуниньо захотел перейти. В 2001 году он добился судебного запрета против «Васко», что позволило ему стать свободным агентом и завершить переход в «Олимпик Лион».

Интересно, что болельщики «Васко» до сих пор с теплотой вспоминают его первые дни в клубе, несмотря на судебную тяжбу, которая, возможно, омрачила его уход.

Штрафные удары «Олимпика» – Наклбол
Во время своего первого сезона в «Олимпик Лион» Жуниньо Пернамбукано быстро закрепился на позиции лидера полузащиты благодаря своим игровым способностям и владению полем. Он часто отличался мощными и разнообразными приемами, часто оставаясь точным практически на любой дистанции.

Неудивительно, что сам Жуниньо утверждает, что именно во Франции он овладел своей техникой, и, как упоминалось ранее, он реализовал сорок четыре голевых паса и ассистировал голу с семидесяти семи.

Очевидно, что Жуниньо был невероятно самоотверженным игроком с мячом и был выдающимся пасующим, ставя командный успех выше индивидуальной статистики (которая в любом случае была безумной) в 100% случаев. Жерар Улье, тогдашний менеджер «Лиона», оценил эти качества в полной мере и быстро назначил его капитаном команды.

Что касается техники, то Жуниньо Пернамбукано широко известен тем, что по прибытии во Францию популяризировал другой, новый стиль исполнения штрафных ударов. Далее он назвал Марселиньо “одним из (его) вдохновителей и первым игроком, которого (он) когда-либо видел, который отбил мяч головой и заставил его танцевать в воздухе.

Диди, выигравший чемпионат мира с Бразилией в 1958 и 1962 годах, тогда тоже этим занимался.” Жуниньо Пернамбукано рассказывал о своей любимой технике нанесения ударов мертвым мячом — наклболе.

В отличие от стандартного подхода при выполнении штрафного удара, при котором нападающий обычно смещается от центра к мячу для создания вращения, пытаясь обвести мяч вокруг стенки, а затем и вратаря, наклбол отличался параллельным подходом к мячу, когда нападающий пытался отбить мяч прямо, без вращения во время полета.

“Наклбол” получил свое название от одноименной бейсбольной техники, при которой питчеры бросают мяч с минимальным вращением. В полете воздушный поток на мяче меняется с ламинарного на турбулентный, вызывая непредсказуемые, беспорядочные движения, из-за которых игроку соперника гораздо труднее нанести удар; то же самое можно сказать и о кастете в футболе.

Кошмар вратарей
Представьте это: вы стоите в воротах, ожидая подачи Жуниньо с края штрафной в 18 ярдах. Вы вратарь «Меца», и у вас счет 1: 0. Вы говорите своим защитникам и полузащитникам.… и нападающие, которые встали стеной на его пути.

Каждый полевой игрок вашей команды в данный момент стоит в 10 ярдах перед Жуниньо Пернамбукано, пытаясь блокировать то, что, несомненно, будет ударом. Вы находитесь на последней линии обороны и имеете максимально четкое представление о нем. Жуниньо, «Лион», «Мец» и вы все думаете об одном и том же – вероятно, это происходит.

Вы пытаетесь угадать его позицию по отношению к мячу, пытаясь противостоять неизбежному. Он подходит к мячу и наносит удар сверху слева. Вся стена подпрыгивает, вы правильно угадываете направление удара и делаете шаг к мячу – вы наблюдаете, как он улетает от вас в дальнюю часть ворот.

Именно этот сценарий развернулся перед Людовиком Бутелем 8 мая 2004 года, в обычный игровой день великой схемы французского футбола, но сценарий, с которым команды Лиги 1 были слишком хорошо знакомы. Сильных сторон Жуниньо было предостаточно, но его мастерство владения сетами вселяло страх в сердце любого соперника.

Команды опасались проводить подкаты, чтобы «Лион» не получил фол в радиусе 25 ярдов, потому что у ног Жуниньо, по сути, был гол до того, как он его забил. Если бы он решил отдать пас с «мертвого мяча», соперник, который часто так терпеливо ждал удара, был бы застигнут врасплох, что позволило бы «Лиону» вырваться вперед и часто забивать.

В некоторые вечера он был практически неиграбелен, исключительно благодаря своим способностям реализовывать пенальти. Если мы добавим к этому его качества в открытой игре, то сто голов и семьдесят семь результативных передач за девять лет даже покажутся немного маловатыми для человека его способностей.

Хотя Жуниньо и «Лион» добились больших успехов во внутреннем чемпионате, они так и не смогли применить свои успехи в европейском футболе. Жуниньо привел «Лион» к трем четвертьфиналам в Лиге чемпионов, но, к сожалению, дальше так и не дошел — хотя он и стал лучшим бомбардиром «Лиона», забив восемнадцать мячей.

Однако «Лион» ни в коем случае не испытывал недостатка в мастерстве в матче против Мадридского «Реала» французская сторона заставила опытную команду выглядеть любителями за великолепные 90 минут, которые закончились со счетом 3: 0 в пользу «Лиона».

Это было в культовую эпоху для «Реала», когда в составе были такие игроки, как Роберто Карлос, Бекхэм, Рауль и Гравесен, так что это была отнюдь не легкая победа, но «Лион» под руководством Жуниньо сделал вид, что это так. Тогда у клуба явно был состав для высшей лиги, но он не смог реализовать ни одного голевого момента.

Лебединая песня
В мае 2009 года Жан-Мишель Олас – председатель «Лиона» — созвал конференцию и объявил, что «Лион» удовлетворил просьбу Жуниньо уйти в отставку в качестве свободного агента по окончании сезона, а к июню он ушел – хотя Жуниньо не мог уйти без прощального подарка для болельщиков «Лиона»: фирменного удара с дальней дистанции, с 40 ярдов, с рикошетом, которым он обыграл вратаря в своем последнем матче за клуб. Великолепно.

То, что последовало за этим, стало промежуточным завершением карьеры Жуниньо. Первоначально он подписал двухлетний контракт с катарской «Аль-Гарафой», выведя их в тройку лучших клубов страны и завершив свой первый сезон с наградами «Игрок года». Позже он во второй раз вернулся в свой бывший клуб «Васко да Гама», продолжив эффективно исполнять штрафные удары в Бразилии.

Во время второго срока его игровое время начало сокращаться по мере того, как он старел, что привело к переходу в «Нью-Йорк Ред Буллс» в декабре 2012 года, но этот переход был недолгим; он сыграл в 13 играх до расторжения контракта и снова стал свободным агентом.

Его третье и последнее пребывание в составе «Васко» поставило точку в его карьере. Хотя к настоящему времени его коэффициент конверсии начал резко падать, Жуниньо все еще наслаждался волшебными моментами, такими как гол со штрафного с 32 метров против Criciúma. Он забил два гола и отдал семь результативных передач, прежде чем объявить о завершении карьеры в феврале 2014 года.

Нельзя недооценивать тот факт, что Жуниньо Пернамбукано изменил представление о сете в глобальном масштабе. Один из самых грозных нападающих в мире, Жуниньо зарекомендовал себя как мощный игрок при исполнении штрафных ударов и внушал опасения присутствием на поле, оказав влияние на таких мировых звезд, как Андреа Пирло, Гарет Бэйл и Криштиану Роналду. Карл Анка сказал это лучше всех:

“Подобно тому, как у короля Артура был Экскалибур, а у Вильгельма Телля — арбалет, народный герой Жуниньо обладал своим особым оружием, чтобы спасти положение, — своими легендарными штрафными ударами. Никто так не отбивал штрафной удар, как Жуниньо. Никто.”