Теоретико-методологические основы специальной методики развития речи

Дошкольный возраст – это наиболее сензитивний период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Обучение родному языку http://www.art-trainer.ru является одной из важнейших задач умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Но речь, как одна из главных, необходимых условий психического и личностного развития ребенка, полноценным средством общения может быть лишь тогда, когда сохранены, а в случаях речевой патологии скорректированы все его структурные компоненты. Успешная же коррекция отклонений в речевом развитии ребенка и лингвистическая подготовка его к школе связана с правильным определением содержания, методов и приемов языкового обучения.

Специальная методика развития речи – это педагогическая наука, которая изучает общие закономерности онтогенеза речи детей на разных возрастных этапах в условиях нормы и патологии, специфику педагогической деятельности, направленной на формирование правильной речи, развитие навыков речевого общения детей, формы, средства, методы и приемы специального обучения родному языку.

Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родным языком как средством общения в условиях целенаправленного коррекционно-развивающего обучения.

Объектом изучения является язык.

В дошкольной педагогике выделяют три основные взаимосвязанные между собой направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку: 1) структурный (оформление разных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического); 2) функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связной речи, речевого общения); 3) когнитивный, познавательный (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Конечной же целью овладения родным языком в дошкольном возрасте является усвоение ее литературных норм и культуры речи, культуры общения.

Специальная методика развития речи, как и другие методики, дает ответы на вопросы:

  • 1. Чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения);
  • 2. Как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи);
  • 3. Кого учить (ребенок, ее анатомо-физиологические, психические, возрастные особенности в нормальном и патологическом онтогенезе);
  • 4. Почему именно так учить, а не иначе (теоретико-методическое обоснование специальной методики).

Специальная методика развития речи начала складываться в самостоятельную педагогическую дисциплину сравнительно недавно, в шестидесятые-семидесятые годы XX столетия, в связи с возникновением нового раздела логопедии – детской логопедии, основы которого были заложены трудами Г. Есть. Лєвіної.

Внимание исследователей начала направляться на разработку методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей в соответствии с общими проявлениями дефекта при разных формах патологического развития речи (в группах детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи).

Специальные методики выстраиваются на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности.

В специальной методике отмечают тесную взаимосвязь методической теории и практики. Потребности практики является движущей силой развития специальной методики как науки. С другой стороны, методическая теория помогает педагогической практике. Не зная методических теоретических основ, закономерностей развития речи, не можно быть уверенным в правильности выбора содержания, методических приемов работы с детьми. Научные исследования внедряются в практику, обогащая ее новым содержанием, разработанными на научной основе специальными методами и приемами речевого развития детей. Практика же помогает теории проверить правильность сделанных выводов.

До основных теоретических и практических задач специальной методики развития речи относят:

  • – разработку на научно-педагогической основе закономерностей речевого онтогенеза в норме систем речевого развития детей при разных формах нарушений речевого развития (далее ПМР) от рождения до семи лет;
  • – разработку коррекционных методик формирования и развития речи детей с ПМР;
  • – разработку эффективных специальных средств, методов и приемов развития языка и речи этих детей;
  • – установление связи теории с практикой и обогащения практики новыми научными открытиями;
  • – обобщение и распространение передового опыта работы по формированию и развитию родного языка в специальных дошкольных учреждениях Украины.

Основной целью работы по развитию речи является формирование устной и предпосылок письменной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Следовательно, формирование и развитие языка и речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком навыками фонетическими, лексическими, грамматическими), но и в сфере формирования общения детей друг с другом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умениями), что важно не только для формирования культуры речи, но и культуры общения.